Тел.:

8(35365) 2-11-03

Факс:

8(35365) 2-03-91

E-mail:

cdut@adamroo.info

Flyout Tabs


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Анализ методической работы в 2016-2017 учебном году PDF Печать E-mail
13.10.2017 00:00

Методист по работе с классными руководителями

и заместителями директоров

по воспитательной работе

Горшкова О.Н.

Основной целью работы методического кабинетав 2016-2017 учебном году было обеспечение благоприятных условий для непрерывного повышения квалификации классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе. На основе организации системы квалификационного информационно-методического и организационно деятельного обслуживания.

 

Тема методического объединения: Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации воспитательного процесса.

 

Цель: Повышение профессионального мастерства классных руководителей обобщение и распространение их педагогического опыта.

Задачи:

  1. Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе;
  2. Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
  3. Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса.
  4. Организация и проведение на высоком профессиональном уровне инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности классного руководителя.
  5. Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
  6. Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.

Приоритетные направления методической работы:

1.Приоритетным направлением работы в общеобразовательных учреждениях района было определено социокультурное и медиакультурное направление (в рамках Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях).

2. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

3. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

4.Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.

5. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и

Основные направления:

  • Повышение квалификации классных руководителей (конкурс, семинары, совещания, круглый стол, деловая игра)
  • Знакомство, обмен, распространение педагогического опыта
  • Индивидуальное сопровождение
  • Методическая поддержка

 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе, связывающим в единое целое всю систему работы школ является организованная методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методы, приемы и формы обучения.

Кадровый потенциал образовательных учреждений, характеризуется профессиональным уровнем.

Информация

по педагогам, осуществлявшим классное руководство

в общеобразовательных организациях

Адамовского района Оренбургской области в 2016-2017 уч. год


Традиционными формами методической работы были семинары – практикумы, сюжетно-ролевые игры,практикум-тренинги, которые позволили как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.

30.08.2016 года августовское совещание  на базе ЦРТДЮ для зам.директоров по ВР, вожатых, педагогов курирующих воспитательную работу, руководителей МО классных руководителей по теме «Актуальные проблемы воспитания в муниципальной системе образования»

На данном семинаре выступали:

-Новикова Л.П. специалист отдела образования с темой «Актуальные проблемы воспитания в муниципальной системе образования Адамовского района»

-Дильжанова З.А. зам.директора по ВР МБОУ «Адамовская СОШ №1 им.М.И.Шеменева» тема выступления : «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Адамовской СОШ №1 имени М.И.Шеменева»

-Стрижова О.А. зам.директора по ВР МБОУ «Шильдинская СОШ» тема выступления: «Воспитание творчеством: развитие личности обучающихся на основе внеурочной деятельности»

-Ефимова Н.Н. педагог-психолог МБОУ «Теренсайская СОШ имени И.Ф.Павлова», тема выступления «Создание безопасной среды в образовательных организациях»

-Гряда М.В. руководитель кружка «Лидер» МБОУ «Аниховская СОШ», тема выступления «Роль детской организации в воспитательной системе школы»

-Куканова У.К. классный руководитель МБОУ «Теренсайская СОШ имени И.Ф. Павлова», с темой выступления «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» (выступление строилось на основе опыта работы)

-Качелаева Н.И. классный руководитель МБОУ «Адамовская сОШ №1 имени М.И. Шеменева», тема выступления «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников в воспитание у них потребностей в здоровом образе жизни» (из опыта работы)

-Горшкова О.Н. методист МБУДО ЦРТДЮ «МО-щдна из форм повышения уровня профессиональной компетентности классного руководителя»

 

С целью определения эффективности деятельности классного руководителя и распространения опыта работы с учащимися по организации воспитательного процесса 21 сентября 2016 года прошел семинар-практикум по теме «Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе», на данном семинаре выступали:

-Гряда М.В. вожатая МБОУ «Аниховская СОШ» с темой «Цели и задачи, основные направления воспитательной работы»

-Куканова  У.К. классный руководитель МБОУ «Аниховская СОШ» с темой «Приоритетные направления воспитательной работы»

-Горшкова О.Н. методист МБУДО ЦРТДЮ с темой «Выявление проблемных зон в работе классного руководителя»

 

С целью обобщения и повышения профессиональной компетентности, актуализирования личного опыта 19 октября 2016 года для классных руководителей прошел интерактивный практикум по теме «условие повышения эффективности управления ученическим коллективом», на семинаре выступали:

-Донцова Е.В. педагог-психолог МБОУ «Адамовская СОШ №1 имени М.И.Шеменева», тема выступления «Психолого-педагогические основы общения с учениками»

-Овчинникова Е.В. классный руководитель 4 класса МБОУ «Адамовская СОШ №2», тема выступления «Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфика условий и процесса их развития»

-Дударь Т.М. классный руководитель 7 класса МБОУ «Шильдинская СОШ», тема выступления «Условия воспитания, влияющие на атмосферу в классе»

С целью обучения и получения методической помощи по организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках ФГОС, об эффективности ученического самоуправления в образовательных организациях района 26 октября на базе ЦРТДЮ прошел семинар-практикум по теме «Педагогическая поддержка ученического самоуправления», на семинаре выступали:

-Стрижова О.А. зам.директора по ВР МБОУ «Шильдинская СОШ», тема «Педагогическая поддержка ученического самоуправления» (выступление строилось на основе областного семинара для кураторов базовых школ)

-Исмагамбетова Г.С. завуч МБОУДО ЦРТДЮ, тема «Организация дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

-Горшкова О.Н. методист МБУДО ЦРТДЮ, практика по составлению отчета «Сведения о состоянии ученического самоуправления в Оренбургской области на 1 сентября 2016 года»

 

С целью формирования методической копилки по работе с одаренными детьми на основе изучения методической литературы и обобщения опыта педагогов, 16 ноября 2016 года на базе ЦРТДЮ прошел семинар- практикум для классных руководителей по теме «Модель выявления детей с признаками одаренности»  на семинаре выступили:

-Тымченко Т.И. зам.директора по ВР МБОУ «Комсомольская СОШ», тема выступления «Одаренность:понятие одаренности, виды»

-Танабаева Н.В. классный руководитель МБОУ «Майская СОШ», тема выступления «Рабочая концепция одаренности»

-Куканова У.К. классный руководитель 1 класса «а» МБОУ «Теренсайская СОШ имени И.Ф.Павлова», тема выступления «Мой одаренный класс»

-Жолшибаева А.Б. руководитель кружка «Лидер», классный руководитель 9 класса  МБОУ «Совхозная ООШ», тема выступления «Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном  коллективе»

-Постовалова Ю.А. вожатая МБОУ «Адамовская СОШ №1 имени М.И.Шеменева», правила тренинги  «АРТ-ДЕНС»

 

С целью распространения опыта работы классных руководителей 7 декабря прошла презентация из опыта работы классных руководителей МБОУ «Андреевская ООШ» (Тугамбаевой Г.Б.) и из МБОУ «Обильновская ООШ» (Валеевой  Л.С.).

 

С целью обобщения и повышения профессиональной компетентности, изучение личного опыта 15 декабря 2016 года на базе МБОУ «Джарлинская ООШ» прошел семинар для зам.директоров по ВР, вожатых, педагогов курирующих воспитательную работу и классных руководителей.Программа семинара состояла:

  1. «Час общения в 3-4 кл.» Урок толерантности. «Все мы разные» - Анисимова Л.А.
  2. Урок «Обществознание» в 6 кл. «Общение»  - Ажнякова Н.В.
  3. Кружок «Русские народные игры» - руководитель кружка Бабин А.В.
  4. Классный час в 5 кл.  «Планета толерантности»- Шибалева Н.В.
  5. Открытие «Актуальные проблемы  воспитания толерантности у обучающихся» - Яловая Е.П  директор МБОУ«Джарлинская ООШ.
  6. «Деятельность классного руководителя в воспитании толерантности у учащихся» -Завацкая В.П, классный руководитель 5 класса.
  7. Система работу ОУ по вопросу «Формирование толерантности в условиях  межнациональных  культур»- Ерманова С.Ж  зам. директора по УВР.
  8. Дефиле национальных  костюмов, концертный номер.

 

10 января 2017 года с целью активизации мыслительной деятельности классных руководителей прошел семинар-тренинг по теме «Мир вокруг нас. Живая арт-терапия». На семинаре выступили:

-Номеровченко Е.В. педагог-психолог МБУДО ЦРТДЮ, тема ее выступления «Мир вокруг нас»

-Горшкова О.Н. методист МБУДО ЦРТДЮ, провела игру «Давай подумаем вместе», цель игры раскрыть творческий потенциал педагогов. Оптимизировать межличностные отношения, через релаксацию привести к установлению гармонии в душе.

-Дорофеева Т.Ю. педагог дополнительного образования МБУДО ЦРТДЮ, провела мастер класс –Живая  арт- теропия.

Конкурс «Самый классный классный» проводился с 1 марта 2017 года по 1 апреля  2017 года с целью выявления талантов, творчески работающих классных руководителей, выявления и распространения положительного педагогического опыта, повышения воспитательной функции обучения.

Задачами  конкурса являлись:

-способствовать формированию общественного мнения о современном классном руководителе как о  профессионале в своей деятельности

-способствовать повышению престижа классного руководителя;

-стимулировать творческую деятельность классных руководителей;

-повышать эффективность воспитательной работы в школах, совершенствовать формы и методы воспитания учащихся.

Конкурс проводился в два этапа: 1 этап заочный, на который были представлены 4 Портфолио и видеоуроки классных часов из 4 образовательных организаций (АСОШ№2, Теренсайская СОШ, Шильдинская СОШ, Комсомольская СОШ). Конкурсные материалы наглядно продемонстрировали профессиональное мастерство классных руководителей в области воспитания. Из-за малого количества участников заочного конкурса «Самый классный классный» все участники были приглашены на очный этап конкурса:

1.Овчинникова Е.В. классный руководитель 4 класса МБОУ «АСОШ№2»

2.Кравчук Е.Г. классный руководитель 2 класса МБОУ «Комсомольская СОШ»

3.Борисова Г.А. классный руководитель 2 класса МБОУ «Теренсайская СОШ им.И.Ф.Павлова»

4.Дусекенова А.А. классный руководитель 1 класса МБОУ «Шильдинская СОШ»

14 апреля 2017 года прошел второй тур районного конкурса «Самый классный классный». На основании протокола заседания конкурсного жюри, победителем районного конкурса «Самый классный классный» стала -Овчинникова Е.В., классный руководитель 4 класса  МБОУ «АСОШ№2».

Призерами стали:

- Кравчук Е.Г.- МБОУ «Комсомольская СОШ»

-Дусекенова А.А. –МБОУ «Шильдинская СОШ»

-Борисова Г.А. – МБОУ «Теренсайская СОШ им.И.Ф.Павлова»

Классные руководители образовательных организаций МБОУ «АСОШ №1 им.М.И.Шеменева», МБОУ «Аниховская СОШ», МБОУ «Брацлавская СОШ, МБОУ «Елизаветинская СОШ», МБОУ «Майская СОШ», МБОУ «Юбилейная СОШ», МБОУ «Андреевская ООШ», МБОУ «Белопольная ООШ», МБОУ «Джасайская ООШ», МБОУ «Джарлинская ООШ», МБОУ «Жуламансайская ООШ», МБОУ «Калининская ООШ», МБОУ «Кусемская ООШ», МБОУ « Коскульская ООШ», МБОУ «Обильновской ООШ», МБОУ «Совхозной ООШ», МБОУ «Энбекшинской ООШ», Каменецкий филиал МБОУ «Брацлавская СОШ», Мещерековский филиал МБОУ «Совхозная ООШ», Карабутакский филиал МБОУ « АСОШ№2» не приняли участие в данном конкурсе. Отсутствие конкурсных Портфолио свидетельствует о недостаточном внимании МО классных руководителей и слабом контроле руководителей ОО к участию  педагогов в конкурсном движении Адамовского района.

Положительной стороной конкурсных материалов является: содержательное единство всех направлений воспитания, этапность реализации программ, сохранение школьных традиций. Вместе с тем в конкурсных работах были выявлены следующие недостатки:

  • недостаточно отражены в конкурсных материалах идеи «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • не всегда соотносятся цель и планируемые результаты в представленных программах и проектах;
  • отсутствуют концептуальное обоснование и ссылки на новые нормативно-правовые документы в сфере воспитания;
  • не просматривается системный подход; отсутствуют виды деятельности, обеспечивающие социализацию детей; не отражено взаимодействие с родительской общественностью;
  • не прописаны критерии эффективности реализации воспитательных программ;
  • просматривается идентификация воспитательных программ и программ внеурочной деятельности обучающихся.

Рекомендовать руководителям образовательных организаций:

  • обеспечить консолидацию усилий воспитательных институтов на муниципальном уровне на реализацию идей Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • принять меры по развитию системного изучения и распространению передового опыта работы классных руководителей, продвижению лучших проектов и программ в области воспитания.

Педагогическим коллективам образовательных организаций:

  • активизировать участие классных руководителей в педагогических конкурсах;
  • способствовать достижению высокого уровня организации проведения мониторинга качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания.

22 апреля 2017 года на базе МБОУ «Адамовская СОШ №1 имени М.И.Шеменева» прошел семинар для зам.директоров по ВР, вожатых, педагогов курирующих воспитательную работу и классных руководителей по теме: «Развитие воспитательной компоненты в ОУкак фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС», программа семинара состояла из следующих вопросов:

ü  Кузюкова Т.С. – круглый стол по теме «Толерантность: нравственные начала мировых религий», 9 «а» класс, кабинет №20

ü  Смадиярова Б.К.- классный час по теме «Как мусор уничтожил мир», 8 «а» класс, кабинет №11

ü  Ляшенко Н.В. – час общения по теме «Здоровым быть – здорово!», 6 «б» класс, кабинет №14

ü  Хаматгалиева Л.В. – внеурочное занятие по теме « По страницам сказки «Аленький цветочек»»,5 «а» класс, кабинет №12

ü  Негмедзянова С.Г. – внеурочное занятие в форме «Живой газеты» по теме «Земля - наш дом»

ü  Развитие воспитательной компоненты в МБОУ «Адамовская СОШ №1 имени М.И. Шеменева»- Дильжанова З.А.  зам.директора по ВР МБОУ «Адамовская СОШ №1»

ü  Информация с практико-ориентированного семинара-совещания «Современные подходы к организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях». -Новикова Л.П.специалист отдела образования

ü  Информация с областного семинара по ученическому самоуправлению «Социальное партнерство в деятельности  ученического самоуправления в образовательных организациях области» - Дильжанова З.А.  зам.директора по ВР МБОУ «Адамовская СОШ №1»

ü  «Классный уголок» -методист МБУДО ЦРТДЮ Горшкова О.Н.

С целью подведения итогов воспитательного процесса и воспитательной системы 26 мая 2017 года прошел круглый стол «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы», программа семинара состояла из следующих вопросов:

  1. «Итоги работы классных коллективов за истекший учебный год»-руководитель МО классных руководителей Кулумбетова Д.С. МБОУ «АСОШ№1 имени М.И. Шеменева»
  2. Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива» - руководитель МО Стрижова Л.А. МБОУ «Елизаветинская СОШ»
  3. Перспективы МО на следующий учебный год – методист МБУДО ЦРТДЮ Горшкова О.Н.

Ежемесячно в течение учебного года велась дистанционная электронная рассылка текста(для классных руководителей и зам.директоров по ВР) по следующим темам:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя:

- Конвенция ООН о правах ребёнка.

- Конституция РФ.

-. Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Национальная  образовательная  инициатива «Наша  новая школа» (от  4 февраля 2010 года № Пр-271).

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утверждён  приказом Министерства образования и  науки РФ 6.10.2009 года).

- Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания личности  гражданина России (проект 2009 г.).

- Концепция  долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации  от  17 ноября 2008 г. № 1662-р).

- Федеральный закон от 02.02.2011 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена».

 

Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя:

- Примерные программы внеурочной  деятельности: начальное  и  основное образование / под  ред. В. А. Горского.

- Об образовании в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 10 ноября 2006 г. № 717/144-IV-ОЗ.

- Рекомендации  по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального  и  общего образования в Оренбургской области (письмо министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 г.).

- Методические рекомендации об  осуществлении функций классного руководителя педагогическими  работниками  государственных общеобразовательных учреждений  субъектов Российской  Федерации  и  муниципальных  общеобразовательных  учреждений (приказ Минобрнауки России  от  3 февраля 2006 г. № 21).

- Устав  образовательного учреждения.

Положения:

- о методическом объединении классных руководителей общеобразовательного  учреждения;

- о классном  руководителе в общеобразовательном  учреждении;

- о  мониторинге классных руководителей общеобразовательных учреждений.

Психологическая теория  личности:

- Личность как социальное  качество  человека. Структура личности.

- Личность  как субъект  межличностных отношений, опосредованных деятельностью.

-Направленность личности, её ценности. Движущие силы развития личности.

-Развитие воспитательной компоненты в ОУ – как фактор повышения качества воспитания  в условиях введения ФГОС

-Формирование толерантности в условиях межнациональных культур.

Так же в течение года проводились экспресс–консультации по проблемным вопросам.

Анализируя работу классных руководителей, необходимо отметить, что работа классных руководителей была направлена на реализацию проблемных тем школы. На заседаниях МО классных руководителей педагоги  обсуждали проблемы, возникающие при работе с учащимися, инновационные модули в воспитательной работе.

Ориентируясь на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, необходимо помнить, что она формируется, в том числе и личностью классного руководителя, поэтому нужно создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов.Для этого необходима действенная и эффективная структура методической помощи в образовательных учреждениях, ведь мастерство классного руководителя формируется через  систематическую профессиональную учебу и профессиональные конкурсы классных руководителей.

Следовательно, методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного образования и развития членов методического объединения классных руководителей, задачи которого заключаются в следующем:

  1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
  2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
  3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
  4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
  5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
  6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого  потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

 

В работе классных руководителей есть определенные успехи:

1.  Повышение качества работы классного руководителя через совершенствование форм и методов воспитания в школе.

2.  Сплочение детского коллектива.

3. Установление тесных связей с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса.

4. Повышение заинтересованности подростков в выборе будущей профессии.

Однако в работе имеются  следующие недостатки и проблемы:

  • планирование воспитательной работы схематично и формально;
  • отсутствие эффективного взаимодействия с учителями-предметниками;
  • не отлажено взаимодействие между собой классных руководителей, социального педагога, психолога;
  • недостаточно внимания уделялось вопросам методики работы с родителями из неблагополучных семей, с детьми девиантного поведения.

Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность коррекции  воспитательной системы в 2017-2018 учебном году. Необходимо наметить в следующем учебном году проведение семинара для заместителей директоров по ВР и классных руководителей «Педагогическая трибуна» (обмен опытом работы), повышение профессионального мастерства заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов курирующих воспитательную работу, руководителей ШМО классных руководителей,классных руководителей, лидеров ученического самоуправления,совершенствование организации работы с одаренными учащимися,совершенствование работы ученического самоуправления

Исходя из анализируемой информации, можно сделать вывод: методическая работа осуществляется на удовлетворительном уровне и органично соединяется с повседневной практикой педагогов, обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации системы повышения квалификации классных руководителей.