Тел.:

8(35365) 2-11-03

Факс:

8(35365) 2-03-91

E-mail:

cdut@adamroo.info

Flyout Tabs


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Клуб традиционного Шотокан каратэ-до «Будо» PDF Печать E-mail
02.02.2016 15:56

Физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики и интеллекта, составляют два важных компонента здоровья ребенка.

В современных условиях организм детей и подростков становится крайне уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и, что особенно важно, к недостатку двигательной активности. Двигательная недостаточность (гиподинамия) поразительно легко повреждает организм нынешних детей и подростков. Растущий организм живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней или внутренней среде, но на двигательную активность он отвечает совершенно поразительным образом, приходя в состояние значительных нарушений функционального состояния и здоровья при гиподинамии или, напротив, достигая высокого развития своих функций и систем при правильно организованном, тренирующем режиме систематических физических нагрузок.

Серьезную проблему составляет нарушение осанки и телосложения у детей. Избыточная масса в детском возрасте представляет собой далеко не безобидное явление. При ожирении значительно ухудшается способность сердечно-сосудистой системы адаптироваться к новым условиям, замедляется период восстановления реакций кровообращения после выполнения физических нагрузок. У детей с избыточной массой нарушается функция сердечной мышцы, нередко отмечаются случаи миокардиодистрофии. Избыточная масса создает дополнительную нагрузку на аппарат опоры и движения. Наступают изменения в суставах нижних конечностей, что приводит к развитию Х-образной формы ног. Кроме того, с увеличением степени ожирения повышается процент уплощенных и плоских стоп.

Следствием двигательной недостаточности являются нарушения деятельности центральной нервной системы. Наиболее частым нарушением, связанным с заболеванием нервной системы, являются невротические реакции: раздражительность, головные боли, страх, плохой сон. Вследствие этого снижаются работоспособность и эмоциональный тонус детей.

Двигательная недостаточность не только неблагоприятно влияет на функциональное состояние и здоровье растущего организма. Её воздействие на организм оказывается более значительным: она – своеобразный пусковой механизм, провоцирующий развитие других нарушений, которые в свою очередь усиливают влияние гиподинамии. Таким образом формируется порочный круг: двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма ребенка, это в свою очередь ведет к нарушению способности выполнять физические нагрузки. Складывается парадоксальная ситуация – организм нуждается в двигательной активности, в занятиях физическими упражнениями, однако, будучи недогружен ими, утрачивает приспособленность к выполнению мышечной деятельности и отвыкает от нее. Постепенно развивающееся при этом двигательное голодание все более ухудшает состояние организма ребенка и ведет к развитию заболеваний.


              

              

        Для понимания существа происходящих при двигательной недостаточности процессов важно иметь в виду основное влияние, которое работа мышц оказывает на растущий организм. Известно, что важнейшим стимулятором роста и развития является мышечная деятельность. Исследованиями обнаружено, что работа скелетных мышц преобразует не только сами мышцы, но и обмен веществ и энергии в организме, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Без работы мышц вся жизнедеятельность организма остается несовершенной: обмен веществ не способствует накоплению энергетического потенциала, а идет по типу расходования его; сердце работает неэкономично, а вся система кровообращения и дыхания остается неприспособленной для того, чтобы обеспечить интенсивную деятельность организма.



        Под влиянием физических нагрузок происходит преобразование регуляции всех функций организма: обмен веществ начинает протекать с преобладанием процессов ассимиляции, что увеличивает энергетический потенциал тканей; сердце и дыхание переходят на экономичный ритм деятельности; коэффициент полезного действия всего организма, измеряемый соотношением между израсходованными энергетическими веществами и выполненной механической работой, повышается.

Мышечная деятельность для человека – основное условие нормального возрастного развития и формирования функций важнейших органов и систем. Такое влияние мышечная деятельность оказывает на организм благодаря моторно-висцеральным рефлексам, т.е. воздействиям, берущим свое начало в мышцах и по нервным проводникам через центральную нервную систему передающимся ко всем внутренним органам. Каждый моторно-висцеральный рефлекс несет в себе импульс, повышающий жизнедеятельность ткани или целого органа. Именно эта «внутренняя отдача» мышечной деятельности, представленная моторно-висцеральными рефлексами, делает ее исключительно важной для человека в любом возрасте и особенно в детстве и юношестве. По своему влиянию на организм мышечная деятельность может быть поставлена в один ряд с кислородом и витаминами. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на организм. Естественно, более всего страдает от двигательной недостаточности – гиподинамии – растущий организм. Вот почему одним из самых важных, жизненно необходимых условий формирования здорового организма является обеспечение в периоде роста и развития ребенка полноценной, т.е. достаточной по «качественному составу» (разнообразие используемых упражнений) и по количественным показателям (объем применяющихся нагрузок) двигательной активности.




В современном мире воинские искусства Востока до сих пор вызывают немало разноречивых толков и представлений. Растущий год от года поток специальной литературы по сути дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания каратэ как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знаний для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам каратэ как Учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов.

Какой же смысл заложен в понятии каратэ? Однозначного ответа нет. Каратэ – это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии. Каратэ – также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосмоса человеческой личности и макрокосмоса, достижения гармонии с миром и с самим собой.

Условно можно выделить следующие источники каратэ:

-          йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека;

-          традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ЦИ, о точках и меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики организма (ЦИ-ГУН);

-          обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов, направлений, стилей и школ.

На Востоке понятие воинских искусств наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не победа над противником была конечной целью изучения каратэ, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа борьбы становилась школой жизни. Но сами по себе занятия воинскими искусствами не обязательно должны были превратить человека в сурового подвижника, чуждого радостям жизни. Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло и восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству. Настоящий мастер должен был в равной степени владеть приемами рукопашного боя и кистью, знать чайную церемонию и искусство аранжировки цветов. Чувство ритма, столь необходимое в воинских искусствах, роднит их с музыкой. Наиболее одаренные мастера творят подобно композиторам, добиваясь нового звучания теля и духа в едином ритме Вселенной.

Для основоположников Каратэ было не только физической мощью и молниеносной реакцией, но орудием созидания, созидания самого человека, его тела и духа, его Формы и Содержания.


Учитывая все вышесказанное, определим основные цели комплексной системы физического воспитания детей и юношей:

  1. Укрепление здоровья
  2. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  3. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствие с возможностями и состоянием здоровья ребенка
  4. Изучение детьми традиций и техники каратэ


Основные направления физкультурных мероприятий:

-          Тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;

-          Предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной активности;

-          Предупреждение проявления отрицательных эмоций.


Программа систематических тренировок включает в себя следующие разделы:


  1. 1. Разминка (ДЗЮНАН ХО ДАЙ)


Целью разминки является подготовка мышечного, связочного и суставного аппаратов детей к занятию. В данный раздел входят оздоровительный бег, простые разогревающие упражнения, игры, а также динамические и статические упражнения, развивающие гибкость и тренирующихся.


  1. 2. Основная часть

Основная часть включает в себя четкую и уверенную проработку следующих разделов:

-          базовую технику каратэ (КИХОН): стойки, удары и блоки и т.д. (на месте и в движении);

-          формальные упражнения (КАТА);

-          условные поединки (КУМИТЭ) на 5 шагов, на 3 шага, на 1 шаг;

-          прикладная техника (освобождение от захватов, удушения и т.д.)

-          основы работы с оружием (КОБУДО) – на втором году обучения


  1. 3. Заминка (ДЗЮНАН ХО ШО)

В данном разделе прорабатываются два комплекса

Первый комплекс: серии физических упражнений, развивающие основные группы мышц.

Второй комплекс:

-          упражнения, направленные на развитие гибкости тела;

-          упражнения на расслабление:

а) выполнение статических упражнений (АСАНЫ);

б) дыхательные упражнения, в том числе и в дзадзэне (короткая медитация в положении сидя, направленная на расслабление).


Руководитель клуба тренер-преподователь высшей категории Исмагамбетов М.М.