Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Flyout Tabs


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
компетенция классных руководителей PDF Печать E-mail
05.04.2014 09:39

Профессиональная компетенция классных руководителей как важнейшее условия их творческого саморазвития

Разделы: Классное руководство


Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:

·         приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

·         создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

·         оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

·         социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.

Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).

В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:

·         специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;

·         методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;

·         социально-психологическая компетентность в сфере общения;

·         дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.

Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности класс­ного руководителя включает:

·         его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

·         его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

·         его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

·         чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

·         методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);

·         обучение на курсах повышения квалификации;

·         применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

·         проведение мониторинговых исследований,

·         анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей,которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

·         знание законодательства о современном образовании;

·         нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

·         умение применять правовую базу о защите детства;

·         применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

·         овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

·         разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

·         обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

·         разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;

·         проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

·         разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);

·         определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;

·         овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

·         подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

·         изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

·         сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

·         обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

·         организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;

·         разработка системы освоения детьми природной среды.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

·         поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

·         насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

·         формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

·         овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

·         знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

·         изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Одним из важных и самых трудных элементов в работе заместителя директора, руководителя ШМО, классного руководителя является анализ воспитательного процесса и его результатов. Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделано, что-то не успели сделать. Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе. Большую помощь в выявлении результатов воспитательной работы оказывает мониторинг.

Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, учащихся. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Концептуальная модель мониторинга

Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания УВП. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом.

Исходя из результатов мониторинга за прошлый учебный год, можно сделать следующие выводы об эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса:

·         В целом наблюдается повышение эффективности воспитательного процесса.

·         Выявляются проблемы, требующие принятия управленческих решений: о развитии самоуправления в коллективах, о путях формирования мотивации, о повышении уровня воспитанности, о дальнейшей работе по повышению профессионального мастерства педагогов.

·         Самыми сложными проблемами для классных руководителей являются умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.

·         Требуется детальный анализ причин такого состояния воспитательного процесса на различных уровнях и составление программы дальнейшего развития воспитательной системы.

Поэтому огромное значение в работе ШМО играет хорошо организованная, продуманная диагностическая работа с педагогами, которая позволяет:

·         прогнозировать перспективы профессионального роста учителя;

·         видеть сильные и слабые стороны в работе с учителями с целью создания системы коррекции;

·          формировать педагогическую культуру и мастерство педагога;

·         способствовать росту и совершенствованию методической культуры педагога;

·         стимулировать качество деятельности МО школы.

Для того чтобы диагностические исследования были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО необходимо определить пакет диагностических методик. В своей работе мы используем следующие методики и диагностики:

·         методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;

·         методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;

·         диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;

·         диагностика успешности педагога;

·         диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей;

Таких методик не должно быть много, но они должны быть использованы в течение 2-3 лет, что позволит увидеть динамику развития педагогического коллектива по определенным параметрам, позитивные изменения в работе.

Учить методике воспитательной работы можно на основе изучения уровня профессиональных затруднений тех людей, с которыми предстоит работать. Кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя, нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе классных руководителей, которые мы используем в организации методической помощи, так как обобщение и распространение педагогического опыта – одна из форм воспитательной работы.

Приложение