Flyout Tabs


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Анализ работы социально - педагогического отдела за 2012 - 2013 учебный год PDF Печать E-mail
23.09.2013 08:59


Анализ работы социально-педагогического отдела                 за 2012-2013 учебный год

Анализ образовательного процесса

В 2012-2013 учебном году целью образовательного процесса социально-педагогического отдела было создание условий для гармоничного развития обучающихся, комплексного воз действия на ребенка с особенностями развития (творчески одаренного, с ограниченными возможностями здоровья , попавших в трудную жизненную ситуацию.

Образовательная деятельность осуществляется через реализацию учебных программ в детских объединениях

Содержание образования в отделе определяют 16 программ на начало учебного года и14 на конец учебного года (в 2011г.-12)

Образовательный процесс в отделе осуществлялся по следующим направлениям:

- социально-педагогическое:

Дошкольная образовательная деятельность представлена 2 программами:

«Школа раннего развития »Колобок» и «Группа кратковременного пребывания «Малышок».

Школа раннего развития «Малышок» (освоения первоначальных представлений социального характера у неорганизованных детей 3-4 лет);(18 групп)

Школа раннего развития «Колобок»» (освоения первоначальных представлений социального характера у неорганизованных детей 5-6 лет); (4 группы)

Педагоги дополнительного образования проводят мониторинг усвоения учебных программ – промежуточный и итоговый. Второй год итоговый контроль для воспитанников 5-6 лет проводится по текстам и заданиям педагогов МОУ ДОД ЦРТДЮ.

В мониторинге приняли участие п.д.о12школ Найманова А.Ж(Кусемская ООШ), Нигматулина Н.Р.(Каменецкая ООШ),Шелопаева Г.А.(Шильдинская СОШ),Жалабаева К.К.(Джасайская ООШ), Тугамбаева Г.И.(Андреевская ООШ),Утегенова К.М.(Энбекшинская ООШ, (Белопольная ООШ),Арманшина Х.М (Нововинницкая ООШ),Жумагулова Б.К.(Жуламансайская ООШ),Шуланова А.К. Мещеряковская ООШ),Рахметова Г.Н.(Коскульская ООШ),2 педагога ЦРТДЮ (Будкова В.В., Соловьева Е.В.).-обучение грамоте, задания по математике, техника чтения.

Анализ результатов диагностики по обучению грамоте показал, что в среднем справились с заданиями 93% воспитанников, по математике -90%.

Техника чтения : читают слогами -65%,читают целыми словами -15%,

не читают -23%.

Результаты показывают, что 74% воспитанников усвоили учебный материал дополнительных образовательных программ.26 воспитанников ШРР «Колобок» ЦРТДЮ, прошедшие полный курс обучения по образовательным программам и итоговую аттестацию ,получили свидетельства о получении дополнительного образования.


Объединение «Лидер» -18 групп

профориентационный клуб «Твой выбор» (профориентационная работа с подростками);

-эколого-биологическое:5 объединений

-досуговые:11 объединений

В 2012-2013 учебном году дополнительным образованием было охвачено 796 воспитанников.

Социальный паспорт воспитанников отдела


 Охват детей по направлениям

 Охват детей

 Всего в отделе

 796

 До 5 лет

 78

 5-9 лет

 16

 10-14 лет

 231

 15-18 лет

 70

 Мальчиков

 357

 Девочек

 439

 Дети-инвалиды

 16

 Дети-сироты

 23

 Состоящие на учете в ПДН,КДН

 4

 Из малообеспеченных, многодетных

 семей

 

 60


Эффективность образовательной деятельности отдела подтверждается данными мониторинга по следующим параметрам:

Сохранность контингента в 2012-2013 учебном году: –98%

Количество на начало учебного года: 811 человек

Количество на конец учебного года: 796человек

Уровень обученности в 2012-2013 учебном году:

Успеваемость – 97,2%

Качество – 84%

Достижения воспитанников в 2012-2013 учебном году:

Районный уровень:

№ п.п


Фамилия, имя

ОУ

педагог


мероприятие


результат

1

Зайченко Владислав

Будкова В.В.

ЦРТДЮ

Районный конкурс исследовательских работ младших школьников «Эврика»


1 м.

2

Смирных Артем

Соловьева Е.В.

ЦРТДЮ

------

1 м.

3

Чурилова Ангелина

Будкова В.В.

------

1 м

4

Шапоренко Вероника

Соловьева Е.В.

------

1 м.







Зональный уровень:

1

Зайченко Владислав

Будкова В.В.

Конкурс исследовательских работ младших школьников «Эврика» г.Орск


Отмечен в номинации «За глубокое знание истории христианства»

2

Смирных Артем

Соловьева Е.В.

------

2 м.


Областной уровень

№ п.п


Фамилия, имя

ОУ

педагог


мероприятие


результат

1

Логунов Андрей

Джасайская ООШ

Ищанова К.М.

Областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга»


Диплом 1 степени

2

Лежнина Вера

Речная ООШ

Зеленкова В.Д.

------

1 степени

3

Курманбаева Диана

АСОШ №1

Кинжитаева Г.К.

------

2 степени

4

Танцура Виктория

Обильновская СОШ

Лушкина Л.А.

------

2 степени

5

Култаев Тимур

Коскульская ООШ

Култаева К.Н.

------

3 степени

6

Алгуатов Бауржан

Белопольная ООШ

Алгуатова У.Ф.

------

1 степени

7

Парнев Павел

Белопольная ООШ

Парнева Л.И.

------

1 степени

8

Горохова Валерия

Юбилейная СОШ

Горохова Ю.Я.

------

1 степени

9

Андреев Андрей

Юбилейная СОШ

Андреева Л.Н.

-----

1 степени

10

Яцкая Виктория

АСОШ№2

Головина В.А.

-----

лауреат


С целью повышения качества учебно-воспитательного процесса в творческих объединениях отдела

проводились тематические проверки по следующим направлениям:

учебный процесс, воспитательный процесс, условия организации УВП, ведение документации

Использовались следующие методы контроля: проверка списка групп, проверка учебных журналов, посещение занятий и мероприятий, , анализ документации, собеседование с педагогами дополнительного образования.

По результатам всех проверок готовилась «Справка» и она освещалась на заседании отдела. Систематическая работа в течение 3- лет по методическому совершенствованию учебно-воспитательного процесса дала положительный результат.

.

Главными в системе работы педагогов отдела являются:

оптимальный уровень организационно-педагогической культуры отдела;

стремление к созданию позитивного имиджа образовательного учреждения в районе;

стабильный спрос на образовательные услуги;

хорошие результаты педагогической деятельности.

Нерешенными остаются проблемы:

Несоответствие имеющихся портфолио достижений ПДО требованиям, предъявляемым к новой процедуре аттестации;

не охвачены образовательным процессом дети, состоящие на различных видах учета

Анализ эффективности воспитательного процесса

Воспитательная система учреждения рассматривается как воспитательно-образовательная система, то есть одинаково приоритетны и воспитание, и образование.

По типу воспитательная система является гуманистической, направленной на личность ребенка и педагога, на развитие их потенциальных возможностей, на создание обстановки социальной защищенности, творческого содружества, взаимообогащения.

Цель: создание условий и оказание помощи в социальной адаптации воспитанников.

В системе воспитательной работы отдела применялись следующие методики:

1. Массовые мероприятия. Организация культурно - досуговых программ для учащихся общеобразовательных школ района является составной частью воспитательного пространства отдела в частности и ЦРТДЮ в целом. Это связано в том числе с тем, что ЦРТДЮ является районной площадкой проведения массовых мероприятий со школьниками района. В течение 2012-2013 учебного года педагоги отдела провели 15 массовых мероприятий с общим охватом 320 детей.

2. Групповые формы. К ним относятся мероприятия внутри детских коллективов, работа научно-исследовательских групп: экскурсии в детскую и районную библиотеки, тематические праздники в ШРР «Колобок» и т.д.

3.Индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществлявшаяся в следующих формах: работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов; индивидуальная учебно-исследовательская работа воспитанников под руководством педагогов.

Работа по формированию ЗОЖ. Ежемесячно во всех объединениях отдела проводятся беседы по ТБ, охране здоровья. Во время проведения занятий все педагоги следят за осанкой ребенка, обеспечением температурного режима и правильного освещения рабочего места; наблюдают за состоянием здоровья и самочувствием ребенка. Учебно-воспитательный процесс строят таким образом, чтобы чередовались виды деятельности, физкультминутки, грамотное использование ТСО и НИТ. Кроме того на занятиях в клубе «Рука в руке» и объединении «Индивидуальный образовательный маршрут проводятся релаксационные упражнения и на снятие гиподинамии, эмоционального напряжения методами саморегуляции.

Педагоги ШРР «Малышок», «Колобок» проводят динамические паузы во время и между занятиями, постоянно следят за осанкой по время занятий, проводят корригирующую гимнастику для глаз, беседы о личной гигиене во время занятий, о правилах просмотра телепередач и игры на компьютере.

Результативность участия ОУ в конкурсах 2012-2013уч.г.


№ п,п

Школа

Старт в науку

Понарош-

кин мир

Я-автор

Рукописная книга

Лучшая многодетная семья

Фестиваль «Серебряная лира»

Сумма баллов

Место

1

АСОШ

№1

3


3

5


3

14

4

2

АСОШ

№2

6,6


3

6



21

1

3

Елизаветин-

ская

СОШ

5


3




8

8

4

Брацлавская СОШ

3


3




6

9

5

Теренсайская СОШ

3

6

3


6


18

2

6

Аниховская СОШ

6,6,5,4






21

1

7

Комсомольская СОШ

5




6


11

5

8

Обильновская СОШ

3



5


3

11

5

9

Совхозная

СОШ



3




3

10

10

Шильдинская СОШ

6


3




9

7

11

Майская

СОШ

4,6






10

6

12

Юбилейная СОШ




6,6


3

15

3

13

Андреевская ООШ

3

4,4

3




14

6

14

Белопольная ООШ


6,4


6,6



22

4

15

Джасайская ООШ

3

6,5,6,6


6



26

2

16

Кусемская

ООШ

3

5,6,5,4,5,

5





33

1

17

Слюдяная

ООШ


3

3




6

8

18

Речная

ООШ

5,4

6

3

6



24

3

19

Красноярская ООШ


4





4

11

20

Коскульская ООШ

3

3


5



11

7

21

Жуламансайская ООШ


4,4





8

9

22

Нововинницкая ООШ


5,6,6





17

5

23

Калининская ООШ







0

17


ЦРТДЮ

3

6,5,5,

6,5,5,

5,4,6,5,

4,6,5,5,

4,6,6





79


24

Карабутакская ООШ



3


6


6

8

25

Новосовхозная ООШ





6


6

8

26

Энбекшинская ООШ



3



3

6

8

27

Джарлинская ООШ

4






4

10

28

Мещеряковская ООШ







0

17

29

Анеевская

ООШ







0

17












Активность

ОУ

 17

 12

 12

 13

 4

 4



 

По результативности и активности участия в районных мероприятиях среди средних школ на 1 месте АСОШ№2 и Аниховская СОШ ,затем Теренсайская СОШ и Юбилейная СОШ. Среди основных школ Кусемская ООШ, Джасайская СОШ, Речная ООШ соответственно. Не приняли участия в конкурсах Калининская ООШ, Мещеряковская ООШ, Анеевская ООШ.

Работа с семьей.                                                                                                                                         

В целом работа проводилась в соответствии с разработанной программой «Семья» ,которая предусматривает различные формы деятельности с родителями :анкетирование, собрания, праздничные программы ,мастер-класс для родителей, выставки. конкурсы.                                    Работа с семьей в объединениях строилась через проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, на которых проводится психолого-педагогическое просвещение родителей; обсуждаются вопросы обучения детей, контроль за посещением занятий, результаты прохождения детьми образовательных программ, вопросы безопасного поведения воспитанников; планирование занятий . Педагоги групп раннего развития ежедневно проводят встречи-беседы, консультации с целью создания эмоционального настроя на совместную работу и помощь в учебно-воспитательном процессе детей, а также выработки умения грамотно взаимодействовать с ребенком. Знакомят с особенностями развития неорганизованных дошкольников, с понятием готовности к школе и т.д. Организуют совместные мероприятия.

Анализ методической работы

Качество работы отдела в определяющей степени зависят от профессиональной и педагогической компетентности, творческой активности педагогов.

На май 2013года в отделе: 57человек, из них 10 штатные работники, 47 совместителей.

Все педагоги имеют педагогическое образование.

Любой образовательный процесс невозможен без методического обеспечения. В течение учебного года были проведены 3 семинара для п.д.о. ШРР «Колобок» и ГКП: «Системно-деятельностный подход в обучении детей дошкольного возраста», «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (подготовка к конкурсу «Эврика»), «Диагностические методики как инструмент освоения образовательной программы», а также мастер-класс «Организация творческой деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ».Таким образом, п.д.о. получили методические знания для корректировки образовательных программ, а также для проведения диагностики.

В течение года проводились консультации для п.д.о. по направлениям деятельности отдела.

Управление деятельностью отдела осуществлялось через: планирование деятельности, организацию методической деятельности , совещания отдела, контроль качества педагогического процесса

С целью координации педагогической и методической деятельности педагогов, осуществления контроля качества учебно-воспитательного процесса в течение учебного года проводились совещания отдела. Рассмотрены вопросы: организация работы объединений социально-педагогического отдела, сохранность контингента воспитанников отдела; применение здоровьесберегающих технологий, соблюдение СанПина, техники безопасности, выполнение образовательных программ

В ходе контроля наполняемости групп, сохранности контингента воспитанников выявлено, что показатель сохранности – стабильный, составляет на конец учебного года 98%.

Осуществлен персональный контроль состояния образовательных программ у педагогов отдела. В ходе контроля даны рекомендации педагогам по модернизации имеющихся программ в соответствии с современными требованиями и разработке новых.

Большинство педагогов отдела проводили занятия на хорошем методическом уровне, использовали наряду с традиционными, современные педагогические технологии: проектная, творческих заданий, ИКТ, разнообразные методы и приемы, способствующие познавательной активности детей, их интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию. Среди новых технологий, внедряемых педагогами отдела в образовательную деятельность, лидером является проектная технология.

Методическая работа представляет собой непрерывный процесс, сочетающийся с самообразованием педагогов. Качество образовательных воздействий осуществляется за счет эффективного использования современных образовательных технологий.

Повысился профессиональный уровень педагогов, их стремление к творчеству, удалось добиться повышения познавательного интереса, активности обучающихся. Педагоги активно знакомятся с методическими новинками, обобщают свой опыт работы.

Работа с детьми-инвалидами

Для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья дети с родителями участвуют в деятельности семейного клуба «Рука в руке». Руководит клубом опытный педагог Дорофеева Т.Ю. С целью социализации работают кружки декоративно-прикладного творчества, компьютерный, также педагог проводит индивидуальные занятия. Программа клуба показала достаточно высокую эффективность, позволила раскрыть и развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья способности, удовлетворить их потребность в общении. Родители заинтересованы в занятиях и работе клуба и принимают участие в его деятельности. Работа клуба строится на основе межведомственного сотрудничества с УСЗН: районные конкурсы «Я-автор», «Мы все можем». В рамках празднования Дня детства 19 мая состоялась очередная встреча в клубе, которая прошла в столовой общепита.

Работа с одаренными детьми.

Решающим фактором в обеспечении условий для самореализации воспитанников и поддержки способностей одаренных детей является организация исследовательской, научно – поисковой работы, участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях. Средством совершенствования умений и навыков самостоятельной работы, обучения приемам исследования является деятельность школьников в научном обществе учащихся. В 2012-2013 учебном году НОУ организованы в 20 школах.

Основными направлениями деятельности НОУ является:

- углубленное изучение школьных предметов;

- обучение методам научно-исследовательской деятельности.

В 2011 году Адамовский район вступил в Орский филиал юных исследователей Ассоциации «Оренбургский университетский учебный округ» ОГТИ (филиал ОГУ) и принимает участие в работе Ассоциации- движение, которое объединяет учащихся и учителей, средством формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения; она стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения, поддерживает одаренных детей, содействует их самоопределению и продолжению образования.

Для раннего выявления одарённых детей в течение многих лет проводится районная исследовательская конференция младших школьников. Конференция проводится в 2 тура – школьный и муниципальный.

Результаты приобретённых знаний были представлены на школьных, районных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях:

В апреле состоялась традиционная районная учебно-исследовательская конференция «Старт в науку». Организатор Конференции - МОУДОД ЦРТДЮ при поддержке районного отдела образования. Участниками Конференции стали 50 учащихся 6-11 классов из 16 общеобразовательных учреждений района: МБОУ СОШ №1 п.Адамовка, МБОУ СОШ№2 п.Адамовка, МБОУ Аниховская СОШ, МБОУ Брацлавская СОШ,МБОУ Елизаветинская СОШ,МБОУ Майская СОШ, МБОУ Обильновская СОШ, МБОУ Теренсайская СОШ, МБОУ Комсомольская СОШ,МБОУ Шильдинская СОШ, , МБОУ Андреевская ООШ,МБОУ Джарлинская ООШ, МБОУ Джасайская ООШ МБОУ Кусемская ООШ, МБОУ Коскульская ООШ,МБОУ Речная ООШ. Ребята представили свои индивидуальные и коллективные исследовательские работы и проекты.

На конференцию были представлены исследовательские рефераты, работы и проекты, выполненные в различных направлениях: краеведение, этнография, родословие, история, русский язык, английский язык, литература, экология, медицина и здоровье, физика, математика, информатика ,социология. Большинство работ представленных на Конференции отражали актуальные проблемы, имели социальную и практическую значимость Жюри секций отметили разнообразие тем и направлений.

Как и в предыдущие годы около 50 % всех работ - исследования в области краеведения.

На конференции работали четыре секции:

-гуманитарная;

-историко-краеведческая;

-физика .математика, информатика;

-эколого-биологическая.

Однако необходимо отметить и некоторые недостатки представленных работ:

-наличие работ реферативного характера, без практической части

-неоправданная сложность теоретических сведений и словесных формулировок

-монотонность речи

Ошибки в оформлении презентаций:

-чрезмерная яркость фона, приводящая к сложной читаемости текста,

- несоответствие доклада и иллюстрирующих его материалов.

-большое количество текстового материала на слайде.

Представление проектов носило как творческий, так и академический характер.

Рекомендации:

1.Изучить требования по оформлению и структуре проектов, особое внимание при разработке темы уделять практической и социальной значимости работы. В проекте должны быть представлены данные о реальном использовании работы.

2.В компьютерной презентации объем текста должен быть минимальным, фон и анимационные эффекты не должны отвлекать внимание, текст должен быть читабельным.

3.Особое внимание при подготовке защиты обратить на риторические умения ученика (свободное владение материалом, выразительную речь, контакт глаз, соблюдение этикетных норм, умение вести диалог с аудиторией и членами комиссии, умение точно и кратко отвечать на вопросы и др.)

Для работ, занявших призовые места, характерны чёткая структура, хорошо аргументирована актуальность заявленной проблематики. Большинство участников умеют ставить цели, определять задачи, выдвигать гипотезы и прогнозировать результаты, делать выводы, соотносить их с содержанием исследовательской работы, обосновывать методы исследования.

Конференция показала возрастающий интерес школьников к исследовательской деятельности, способствовала активной реализации творческого потенциала учащихся 5-11 классов.

Реализовывалась программа «Дар»: в период осенних и весенних каникул в ЦРТДЮ функционировал лагерь для одаренных детей. Время пребывания-7дней. В ходе проведения занятий учащиеся получали не только дополнительные знания, но и занимались учебно-исследовательской деятельностью, подготовили и защищали свои исследовательские работы.

Учащиеся школ района принимают активное участие в интеллектуальных играх, конкурсах по различным предметам. В течение учебного года 1443 учащихся (46% )приняли участие в 8 конкурсах по 7 предметам:




№ п.п


Название конкурса


Число школ


Число участников

1

Имею право

6

44

2

Русский медвежонок

15

555

3

Гелиантус

4

35

4

КИТ

11

178

5

Британский бульдог

6

108

6

Коала

11

97

7

Кенгуру

12

315

8

Кенгуру-выпускникам

11

111


ВСЕГО :


1443


Большинство педагогов отдела проводили занятия на хорошем методическом уровне, использовали наряду с традиционными современные педагогические технологии: проектная, творческих заданий, ИКТ, разнообразные методы и приемы, способствующие познавательной активности детей, их интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию. Среди новых технологий, внедряемых педагогами отдела в образовательную деятельность, лидером является проектная технология.

Но в тоже время есть затруднения, проблемы с учебным планом, модернизацией образовательных программ , организации контроля образовательной деятельности.

Исходя из вышеизложенного ставятся задачи на 2013-2014 учебный год:

-продолжить работу по повышению сохранности контингента через обновление содержания образовательной деятельности в творческих объединениях, программно-методическое обеспечение, внедрение инновационных педагогических технологий

- совершенствовать банк диагностических методик в помощь педагогу по отслеживанию результатов качества образования;

- диссеминация инновационного опыта п.д.о.

-активизировать работу с учащимися ,состоящими на профилактических учетах