Тел.:

8(35365) 2-11-03

Факс:

8(35365) 2-03-91

E-mail:

cdut@adamroo.info

Flyout Tabs


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Семинар заместителей директоров по УВР PDF Печать E-mail
25.02.2013 14:55

18.01.2013 г. на базе МБОУ «Аниховской СОШ » прошел семинар для зам. директоров по воспитательной работе  и классных руководителей  Адамовского района. 

В фойе  организована выставка  лучших ученических работ по художественному творчеству.




Кабинет соответствует теме семинара: «Система воспитательной работы школы по краеведению как средство патриотического воспитания и духовно-нравственного развития школьников»».  Организована выставка лучших методических докладов учителей, учащихся  по темам «Краеведческие странички» ,исследовательские работы, стенд «Учителя-фронтовик», «Моя семья», авторская книга «История села Аниховки» учителя истории,ветерана педагогической деятельности Клименко В.Я.



Семинар открыла  методист Горшкова О.Н.-«Воспитание-дело очень ответственное, оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании школьников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересов относиться к культуре своего народа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Я считаю, что задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком. Наиболее доступные ему. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. В особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д.» Затем слово представилось  заместителю директора по воспитательной работе Гряде М.В.

-доклад «Краеведение как способ воспитания активной гражданской жизненной позиции»

-Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе  совершенно новые требования, заключающиеся в  том, что её выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а так же ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни. Жизнь требует от нас принятия ежедневных необходимых решений. Важно, чтобы  школьник смог научится их принимать, делать  выбор и нести за него ответственность. Поэтому одной из главных целей современной школы является воспитание нравственной  мобильной личности, способной и желающей иметь активную гражданскую позицию.

Одним из важных средств, способствующих развитию такой личности, является краеведение.

Важной  составляющей нравственной личности является патриотизм, без которого невозможно развивать и защищать Отечество. Патриотизм – ментальная черта российского народа, а начинается он с любви к малой родине. Академик О.З. Шмидт краеведение назвал «краелюбием». Развивая любовь школьников к родному селу, повышая интерес  детей к истории родных мест, мы  тем самым помогаем им  осознать, что история «малой родины» является составной и значительной частью большой страны, за которую они  станут ответственны в недалёком будущем.

Краеведение способствует развитию такого характерного качества личности как мобильность, необходимого современному гражданину. Школьнику, занимающемуся краеведением, приходиться учиться осваивать разные социальные роли.  Выполняя функции оформителей, экскурсоводов, корреспондентов, исследователей, создателей электронной базы данных, дети, по сути, осваивают ключевые компетентности: умение работать с людьми; умение работать с информацией; умение достигать результат          Не менее важно для общества, чтобы подрастающее поколение стремилось вкладывать свой личный потенциал в развитие своего родного края, осознавая, что от его сегодняшней позиции зависит будущее «завтра» как малой родины, так и всей страны. Занимаясь краеведением, школьники знакомятся с разными жизненными позициями людей предыдущих поколений, видят результаты их жизненного пути. Овладевая сравнительным анализом, навыками критического мышления, они учатся вырабатывать свою собственную позицию, не нарушая преемственности поколений.

Кроме этого, ученики чувствует себя субъектами исторического процесса, осознавая, что именно они, их родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своей страны, а соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.

Краеведение позволяет войти в мир самостоятельной исследовательской работы, так как в основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ребёнку научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться пошагово от намеченных задач и делать собственные выводы.

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны

В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение — граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России.

В чем же педагогическая значимость краеведческой работы среди школьников? Основные ее достоинства следующие:

1. В ходе изучения истории города, района, области или края в распоряжение школы предоставляется собранный ребятами краеведческий материал, который найдет применение в учебной работе. На его основе, например, учитель может подготовить раздаточный материал (отрывки из газет, воспоминания ветеранов, письма и пр.). Предметы из школьного музея могут использоваться учителями истории, ИЗО, МХК, географии, иностранного языка.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала ребята пишут заметки в газету, готовят учебно-исследовательские работы .

З. Принимая участие в изучении истории района, области во всех его формах (работа в библиотеках, архивах, походах, оформление экспозиций музея, встречи и др.), школьники развивают уже имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности. Таким образом, краеведческая работа позволяет создавать ситуации развития личности ребенка, способствует реализации его личной активности.

В педагогической деятельности краеведческая работа носит системный характер. При этом решатся следующие задачи:

• расширение и углубление знаний по истории школы,

• подготовка школьников к творческому труду в различных сферах жизнедеятельности, формирование умений и навыков общения, подготовки и проведения внеклассных мероприятий и выступлений перед аудиторией;

• формирование внутренней готовности ребенка использовать полученные знания на пользу общества;

• воспитание уважения к традициям своего народа, чувства гордости за его многовековую историю, патриотических чувств.

Большую роль по данной теме играет школьный историко-краеведческий музей. Музей является центром поисково-исследовательских работ.

Очень ценно, что юные краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни.

Работая в школьном музее, научном исследовательском обществе, ребята получают допрофессиональную подготовку экскурсовода, историка-краеведа; практические навыки по сбору и систематизации краеведческого материала; умение написать и оформить учебно-исследовательскую работу; умение анализировать и сопоставлять краеведческий материал о малой Родине с историческими событиями России; приобретают практический опыт работы с краеведческой литературой и архивными документами.

Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих учеников. Как летопись, он ведет повествование о событиях, оставивших свой след в истории школы и в памяти ее учеников. В свою очередь дети, приходя в школу, во время экскурсий с интересом слушают о том, как учились их родители, чем занимались. Ребятам всегда интересно сравнить, понять, просто узнать о том, как жили в школе до них. Поэтому главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы истории школы, которые всегда связаны с историей страны.

Школьный краеведческий музей — это отражение коллективных духовных и материальных достижений народа, поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознании их новыми поколениями незаменима.

Зам.директора по воспитательной работе Гряда М.В.


- выступление руководителя краеведеческого кружка Губашевой Ж.А.


ИЗ ОПЫТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ИС-КРА»

Есть истина, простая и вечная: где бы не находился человек, какое бы великолепие не раскрылось перед ним, он всегда и везде будет помнить тот уголок земли, тот край, где он родился и вырос, где впервые вдохнул запах родной земли.

С понятием родины у каждого человека связано что-то свое, для него особое и дорогое. Поэтому важно направить освоение ребенком окружающего мира в положительное русло.

Целью долгосрочной  авторской программы «Родиной зовем, потому что здесь родились…»  краеведческого объединения «ИС-КРА»  («Историк-краевед»), созданного в 2004 году,  является единый воспитательный процесс, в котором личности ребенка  предоставляют все условия для приобщения к местным традициям и обычаям, истории и культуры. На их основе формируются такие качества как гражданственность и патриотизм, а также навыки толерантности и социального взаимодействия в современном российской обществе.  В таких условиях результатом воспитания будет личность, способная самостоятельно строить достойную жизнь.

Программа краеведческого объединения опирается на мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Сейчас чувство патриотизма должно основываться на представлении  о нравственном достоинстве нации,  которая состоит, прежде всего, в умении  общаться с другими нациями и народами. Вот как человек: если он хорошо, по-доброму общается с другими людьми, умеет социально жить, он приобретает нравственный авторитет, если человек склонен к милосердию  уважает других людей, помогает слабым, -  он тем самым ведет себя с достоинством, заслуживает уважения».

Любовь ко всему родному (языку, истории, культуре), лучше всего воспитывать в гуманитарном цикле. Поэтому программа интегрирована обществознанием, литературным краеведением (классика, фольклор, современная литература), знакомством с декоративно-прикладным искусством, местными промыслами, познавательными очными и заочными экскурсиями…

История смены форм повседневной жизни людей (быта), история открытий, история человеческих судеб поучительна,  заставляет думать. Соответственно, отдельным блоком рассматривается история края по работам областных и местных краеведов.

Организация обучения предусматривает не только теоретическое знакомство с краеведческими источниками, но и возможность школьников принимать практическое участие в изучении истории малой родины (поиск, систематизация, исследования, проведения вечеров Памяти, творческих презентаций, литературно-музыкальных композиций), а также помощи родному краю (поддержка ветеранов, экологические акции, установление памятных знаков…).

При изучении блока этнографии созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям.  Дети знакомятся с национальными  костюма, обрядами, особенностями кухни. Исследуется на местном материале и проводятся праздники (Пасха, Рождество, Крещение, Наурыз,.. ) .

Взаимодействие социумами села (местная администрация, СДК, библиотека, Адамовская церковь) придает реализации программы значимость, яркость.

«ИС-КРА» стабильно участвует в конкурсах различного уровня (районный, зональный, региональный и занимает достойную оценку). Материалы  работы  участников объединения систематически публикуются в районной газете «Целина».

Результатом деятельности краеведческого объединения стало создание сельского музея, систематически пополняемого новыми экспозициями.



Роль патриотического воспитания на уроках  и во внеурочное время.

Патриотическое воспитание - это любовь к родному селу, интерес к её людям, любовь к семье. Большим подспорьем является краеведческий материал, накопленный в наших музеях.

Материалы по истории Аниховки звучат в темах по истории Оренбургского края на уроках краеведения в 9-ом классе. При изучении темы «Столыпинская аграрная реформа» используется краеведческий материал по  истории основания Аниховки, в теме о гражданской войне звучит рассказ о борьбе с бандой Охранюка, тема коллективизации дополняется сведениями об организации колхоза в Аниховке «По стопам Ленина», обширен музейный материал об аниховцах - участниках  Великой Отечественной войны и участниках  освоения целины.

В ходе поисковой и исследовательской работы ребята получают возможность познакомиться с историей страны, села через судьбы жителей нашего села. В классе учатся внуки, правнуки  тех, кто создавал историю села, а значит и страны.

Собранный и сохраненный материал представлен в школьном музее «Память», который открылся в 2008 году. Это преемник школьного музея 60-х годов, созданного под руководством замечательного человека, учителя истории Шимолина Евлогия Георгиевича.

Основные направления музея, по которым ведется поисковая и  исследовательская работа – это история села в разные периоды его существования, история школы, пополнение фондов музея. Большая работа была проведена к 65-ой годовщине Победы. Благодаря исследовательской работе Давлетовой Карины в 2008 году под руководством Давлетовой А.А., посвященной истории о погибших в буране эвакуированных женщинах в марте 1942 года, на местном кладбище был открыт обелиск сначала простой металлический, а к 9 мая 2010 года гранитный, на котором были выбиты фамилии шестерых женщин.

Работа участвовала в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Карина выезжала в Москву, была награждена  путевкой в Анапу.  Головина В.А., подготовила список погибших из сел: Аниховка, Джасай, Журунтай, Красноярск. Благодаря установке мраморных плит с фамилиями 200 погибших в годы Великой Отечественной войны  у памятника Неизвестного солдата, в Аниховке появился мемориальный комплекс.

Результатом работы учащихся  стало написание « Рукописной книги» о тружениках тыла - жителях Аниховки, исследовательской работы «Село Аниховка в годы Великой Отечественной войны». Команда  школы в 2010году участвовала в VI областном слете «Нам этот мир завещано беречь» и VI областном слете поисковых объединений «Равнение на героев», где  заняла I и II места.

Ежегодно учащиеся школы участвуют в конкурсе исследовательских работ «Старт в науку». Немерицкая Елена ученица 7-го класса с работой в  «Памятники села Аниховка» стала финалисткой областного конкурса «Отечество. Растим патриотов» в 2011году. В 2012 году победителями в своих номинациях в районных конкурсах стали работы Ивановой Екатерины «История Аниховской МТС» и «Аниховцы – участники войны» для районной Книги Памяти – 2 и к 70-летию Победы. Открываем новые имена, стараемся подтвердить документально. Открыли страницу школьного музея на сайте школы.  Благодаря этой работе учащиеся знакомятся с удивительными страницами жизни аниховцев, узнают истории своих родственников.

Исследовательская работа не может быть массовой. Работа ведется индивидуально, либо с небольшой группой. Тема выбирается так, чтобы она красной линией прошла через личность ученика, его семьи и была значимой в истории школы или села. Например – работа Беловой Ларисы – «Моя прабабушка Тимофеева Ксения Павловна» - рассказывает о жизненном пути известного человека удивительной и даже трагичной судьбы. Она родилась в 1899 году – прожила 90 лет. Революция, НЭП, вынужденный разрыв с семьей, её отец был священником, гибель мужа в войну, смерть детей. Вся жизнь отдана школе – стаж 55-лет. Эта работа  участвовала в районном конкурсе исследовательских работ, в конкурсе   «Человек в истории. XX век» .

Работа Немерицкой Елены «История памятников села Аниховка» финалист областного конкурса «Отечество. Растим патриотов». Дедушка Лены привез памятник Неизвестному солдату из Ленинграда, бабушка- воспитатель детского сада,  водила детишек к памятнику Ленина, сама  участвовала в открытии обелиска Славы. Для всех дорог памятник Неизвестному солдату, где проходят митинги на День Победы.

Работа Ивановой Кати «История Аниховской МТС» заняла I место в районном конкурсе исследовательских работ «Старт в науку» в 2012 году. Прапрадед Кати работал агрономом в МТС, сестра прабабушки – завскладом и ответственной за работу электродвижка в годы войны в МТС. Пронзительная история рассказана её дочерью Ящук Надеждой Ивановной о том, как привозили одежду погибших солдат в склад и продавали на вес, из которой затем матери шили одежду ребятишкам.  Прадед Кати участник войны Кислов Иван – человек с одним классом образования – преподавал на курсах трактористов. Дед  был механизатором в совхозе. Отец – главный инженер в СПК (колхоз) «Аниховский».

В этом учебном году мы активно включились в работу по подготовке материалов для Книги Памяти – 2. Нургалиева Рамиля, Томина Наташа – их прадеды были участниками войны, подготовили работу «Аниховцы – участники Великой Отечественной войны». Девочки проделали  большую работу по систематизации,  имеющегося материала, его дополнения. В ходе работы открыты новые имена, неизвестные ранее. Нигде не числился Третьяков Николай, Снежко Иосиф. На сегодняшний день это материал на 20 человек – у каждого удивительная судьба. Подключились к акции «Семейные фотохроники времен Великой Отечественной войны». Начали работу по поиску родственников, погибших в Сталинградской битве для готовящейся экспедиции в Волгоград.

В 2012 году я, как классный руководитель, выпустила 11 класс.  С 5-го класса выпускали нашу газету. 2008 г – 7 класс.- газета с проектами детей на тему – мама, любовь, Родина, дружба, в 2009г.– 8 класс- газета посвящена отцам и дедам – защитникам Отечества, в 2010году газету посвятили дедам- участникам войны.

Эти материалы использовались для Книги Памяти. В 2011 году, в 10 классе подготовили проект «Дом в котором я живу». В 2005 году к 80-летнему юбилею школы был выпущен буклет по истории школы, составлены списки выпускников. Пополняется витрина с рассказами об учителях – ветеранах. Участвовали в конкурсе исследовательских работ в номинации «История школы в лицах». Школьная тема в музее постоянно пополняется фотографиями, материалами из жизни классов и школы. Каждый выпускной класс оставляет коллективное и индивидуальное описание своего класса. Затем эта папка дополняется сведениями о дальнейшей судьбе выпускника. Имеется документальное оформление встреч выпускников через 20,25,30 лет.

Мы стараемся показать детям родной край и постоянно, несмотря на трудности,  возим детей. Постоянно в Аркаим, на Верблюд-гору и памятнику Комарова. Объехали все окрестные музеи. Все это помогает нашим детям знать и любить свой родной край.


Второй частью семинара были открытые классные часы, участники семинары посетили классные часы :

-«О чем может рассказать фотография» - Дюзельбаева Е.В. классный руководитель 11 класса




- «Встреча с интересными людьми» -Даниленко А.А. классный руководитель 6 класса


- «Наши папы и дедушки –защитники Отечества»-Баловнева З.А. классный руководитель 3 класса


Посещенные классные часы были проанализированы в присутствии классных руководителей. По мнению участников семинара подобные мероприятия следует проводить во всех общеобразовательных школах района.

Семинар прошел на хорошем научно-методическом уровне и показал глубокую заинтересованность заместителей директоров общеобразовательных учреждений  района в повышении воспитание учащихся через краеведение. Была отмечена хорошая подготовка всего педагогического коллектива школы к такому важному семинару

Методист ЦРТДЮ Горшкова О.Н.